Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 32 человека

Инновационная деятельность

Дата: 20 января 2016 в 09:10, Обновлено 21 марта в 08:44
Автор: Рагуля А. В.

Республиканский научно-практический семинар «Реализация инновационных направлений социально-педагогической поддержки и психологической помощи в деятельности социально-педагогических центров»

Организаторы семинара: Министерство образования Республики Беларусь.

Место проведения: государственное учреждение образования «Калинковичский районный социально-педагогический центр».

Дата проведения: 9 ноября – 10 ноября 2016года.

Участник семинара: Кортасова Екатерина Геннадьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, магистр психологических наук.

Тема выступления Новогрудского районного социально педагогического центра «Региональная модель по выявлению, сопровождению и реабилитации семей несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении».

С августа 2015 года на базе Новогрудского районного социально-педагогического центра реализуется инновационный проект «Внедрение модели социально-педагогической и психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в социально опасном положении, детей, нуждающихся в государственной защите через интеграцию взаимодействия: детский сад – школа – социально-педагогический центр».

Целью проекта является создание единой системы работы учреждений дошкольного, общего среднего образования и социально-педагогического центра по выявлению, учёту и реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, на условиях консолидации усилий администрации и педагогических коллективов, взаимной ответственности и поддержки, применения современных технологий, ориентированных на результат – социальную адаптацию детей и преодоление ситуаций неблагополучия. 

Новизна проекта предусматривает создание оптимальных условий для преодоления ребёнком и семьёй ситуаций социального неблагополучия, формирование навыков решения ими жизненно важных проблем, связанных с безопасностью и обеспечением нормальных условий жизнедеятельности, преобразование возникающих в жизни ребёнка и его родителей трудностей в источник социальной адаптации и развития.

Научный консультант нашего инновационного проекта – Наталия Андреевна Залыгина, кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой содержания и методов воспитания Академии последипломного образования. Срок реализации проекта – 2015-2018 года.   

Вся работа строится на основе национального законодательства, но с учётом регионального аспекта.

В настоящее время нами реализован:

подготовительный этап  - с целью оценки состояния готовности коллектива к работе в инновационном режиме;

проектировочный этап  - где определены основные направления и механизмы реализации проекта;

С ноября 2015 года реализуется практический этап, в рамках которого  реализуются следующие задачи.

1.Внедрение модели сопровождения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении с учётом возраста, организованности и по территориальному признаку.

2.Внедрение модели взаимодействия учреждений, сопровождающих несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении при снятии (постановке) их на учёт.

3.Повышение психолого-педагогической культуры  родителей через вовлечение их в воспитательное пространство учреждений.

4.Повышение педагогического мастерства участников проекта по актуальным для инновационной деятельности темам.

Как решаются данные задачи. Первая.

Внедрение модели сопровождения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, с учётом возраста, организованности и по территориальному признаку реализуется следующим образом.

СПЦ сопровождает неорганизованных несовершеннолетних и детей, находящихся в социально опасном положении, в возрасте до 3-х лет, а также их братьев и сестёр, не посещающим детский сад либо школу, проживающих в городе.

На территории Новогрудского района данную категорию несовершеннолетних сопровождает учреждение образования, согласно микрорайона по всеобучу. 

Дошкольное учреждение сопровождает своих воспитанников их братьев и сестёр дошкольного возраста.

Учреждение общего среднего образования сопровождает своих обучающихся их братьев и сестёр, не посещающих дошкольное учреждение.

Вторая задача.

Внедрение модели взаимодействия учреждений, сопровождающих несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении при снятии либо постановке их на учёт, в настоящее время, апробируется между СПЦ  и детским садом №6, средней школой №4 г.Новогрудка.

Эти учреждения образования расположены в одном микрорайоне города и для них, актуален вопрос обеспечения преемственности в работе при переходе детей из учреждения дошкольного образования в школу.

На практике данное  взаимодействие реализуется через проведение психолого-педагогического консилиума. 

Функциональная нагрузка которого, заключается в разработке проекта индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении на основании подробного анализа проделанной специалистами работы, с учётом достигнутого и проблемного поля семьи.

В результате, специалисты принимающего учреждения, не начинают работу заново, а реализуют утверждённые консилиумом конкретные мероприятия и тем самым минимально вторгаясь в жизнь семьи, сокращают период её реабилитации.

Вышесказанное подтверждается положительными результатами.

Так, в марте 2016 года специалисты социально-педагогического центра на консилиуме передали сопровождение двух несовершеннолетних девочек, ранее состоящих в центре на учёте, как находящиеся в социально опасном положении, детскому саду, так как старшая девочка стала воспитанницей дошкольного  учреждения. 

В работе приняли участие администрация, специалисты СППС, медицинские работники центра и детского-сада №6.

Заведующий детского сада передал директору центра справку о зачислении несовершеннолетней в дошкольное учреждение; справку-информацию о постановке несовершеннолетних на учёт, находящихся в социально опасном положении; карты персонифицированного учёта; постановочный акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних.

Педагог социальный центра подготовил и передал на консилиуме пакет документов  администрации детского сада с целью дальнейшего сопровождения несовершеннолетних: выписки из протоколов заседаний Советов профилактики о постановке и снятии несовершеннолетних с соответствующего вида учёта; карты персонифицированного учёта; копии индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; копия социального расследования; последний акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних и аналитический отчёт о проделанной работе с семьёй.

Педагог-психолог центра на консилиуме озвучила  не просто результаты диагностических данных, а проанализировала всю проведённую ей  психологическую работу с семьёй, охарактеризовала индивидуальные особенности детей и членов семьи, особенности детско-родительских взаимоотношений, подробно остановилась на результатах достигнутого, в процессе коррекционной работы.

Хочу отметить, что нами уделяется большое внимание психологической помощи семье, в большинстве случаев мы разрабатываем и реализуем психокоррекционные комплексы, включающие в себя четыре взаимосвязанных блока: диагностический, установочный, коррекционный, оценочный.

Результаты диагностического блока, отражаются в протоколе психолого-педагогического обследования, разрабатываются рекомендации. Затем реализуется установочный блок, который позволяет создать благоприятные условия для коррекционной работы, снизить психологические барьеры в общении.

Основываясь на результаты проведённой диагностики разрабатывается и реализуется коррекционный блок, определяется цель, задачи, направление, форма, предмет, объект коррекцонной работы, рассчитывается общее время коррекцонного воздействия, частота встреч и длительность каждого занятия.

Проведение оценочного блока определяет эффективность коррекционной работы с семьёй. Результаты протоколируются, качественно анализируются с полученными в диагностическом блоке.

В результате,  по решению консилиума, специалисты дошкольного учреждения продолжили начатую нами работу с учётом выбранных форм и методов, достигнутых результатов деятельности.

На основании анализа причин неблагополучия в семье, проблемного поля, педагог социальный внесла необходимые пункты в проект индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, педагог-психолог детского сада продолжила работу в рамках действующего психокоррекционного комплекса.

В последующем, несовершеннолетние через три месяца были сняты с учёта, в связи с устранением причин, повлёкших признание их, находящимися в социально опасном положении.

Третья задача.

Повышение психолого-педагогической культуры  родителей через вовлечение их в воспитательное пространство заявленные учреждений достигается созданием на:

Базе детского сада №6 инициативы «Школа успешного родительства». Средней школы №4 родительского клуба «Родник». На базе СПЦ «Родительского университета» для семей с различными типами семейного неблагополучия с целью содействия восстановлению воспитательного потенциала, нормальной жизнедеятельности, мобилизации и реализации собственных ресурсов семьи для разрешения трудной жизненной ситуации.  

В работу родительского университета включены четыре клуба: «Окно в мир ребёнка» для родителей, чьи дети признаны  нуждающимися в государственной защите, «Сближение» для родителей, чьи дети признаны находящимися в  СОП, «Забота матери» для родителей из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родителей несовершеннолетних, снятых с учёта нуждающихся в государственной защите и возвращённых в семью.

Завершающая задача  практического этапа - повышение педагогического мастерства участников проекта по актуальным для инновационной деятельности темам реализуется дифференцировано.

Оказывается методическая помощь учреждениям образования через инструктивно-методические выходы специалистов центра.

 Проводятся семинары-практикумы для вновь назначенных специалистов СППС, в связи с тем, что в районе существует проблема постоянной смены кадров педагогов социальных и педагогов-психологов.

Сформирована творческая группа, в которую кроме специалистов центра вошли педагоги средней школы №4, детского сада №6, проявившие готовность и мотивацию к работе в инновационном режиме.

Творческая группа занимается разработкой практических рекомендаций по использованию заявленных моделей, анализом выявленных проблемных моментов и положительных результатов в работе,  освещением материалов из опыта работы в периодической печати.

В результате деятельности творческой группы, разработанный проект модели сопровождения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении с учётом возраста, организованности и по территориальному признаку, был рассмотрен на заседании районного координационного совета субъектов профилактики и утверждён в сентябре 2015 года. 

 В настоящее время мы реализуем практический этап  инновационного проекта, который будет длиться до июня 2017 года, и в завершении которого, мы надеемся, внести свой вклад, в создание единой системы работы учреждений дошкольного, общего среднего образования и социально-педагогических центров по выявлению, учёту и реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении.

    

Министерство образования Республики Беларусь

Отдел образования, спорта и туризма Новогрудского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Новогрудский социально –педагогический центр»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Внедрение модели социально-педагогической и психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в социально опасном положении, детей, нуждающихся в государственной защите через интеграцию взаимодействия: детский сад – школа – социально-педагогический центр

Сроки реализации: 2015-2018 гг.

Руководитель проекта:

Рагуля Анна Владимировна,

директор государственного учреждения образования «Новогрудский районный

социально-педагогический центр»

231400 Гродненская область

г. Новогрудок, ул. Минская, 75Г

тел. +375 1597 2 12 05

e-mail: nov_spc@mail.ru

Научный консультант:

Залыгина Наталья Андреевна, заведующая кафедрой содержания и методов воспитания государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат социологических наук, доцент

тел. +375 44 502 06 60

e-mail: vospit406@academy.edu.by

Новогрудок 2015

Информационная характеристика проекта

1. Название проекта: «Внедрение модели социально-педагогической и психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в социально опасном положении, детей, нуждающихся в государственной защите через интеграцию взаимодействия: детский сад – школа – социально-педагогический центр».

2. Научное сопровождение проекта осуществляет

Руководитель проекта: Рагуля Анна Владимировна,

директор государственного учреждения образования «Новогрудский районный социально-педагогический центр»

231400 Гродненская область, г. Новогрудок, ул. Минская, 75Г

тел. +375 1597 2 12 05, e-mail: nov_spc@mail.ru

Консультант: Залыгина Наталья Андреевна,

заведующая кафедрой содержания и методов воспитания государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат социологических наук, доцент

тел. +375 44 502 06 60, e-mail: vospit406@academy.edu.by

3. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

1. Государственное учреждение образования «Новогрудский районный социально-педагогический центр»,

2. Государственное учреждение образования «Ясли – сад № 6

г. Новогрудка»,

3. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 4

г. Новогрудка».

4. Срок реализации проекта: 2015-2018 гг.

Новизна проекта предусматривает создание оптимальных условий для преодоления ребенком и семьей, на которые направлена система социально-педагогической и психолого-педагогической поддержки, ситуаций социального неблагополучия; формирование навыков решения  ими жизненно важных проблем, связанных с безопасностью и обеспечением нормальных условий жизнедеятельности, преобразование возникаю­щих в жизни ребенка, находящегося в социально опасном положении и нуждающегося в социальной защите и его родителей жизненных трудностей в источники социальной адаптации и развития.

Цель проекта

Создать единую систему работы учреждений дошкольного, общего среднего образования и социально-педагогического центра по выявлению, учету и реабилитации детей, находящихся в СОП, и детей НГЗ на условиях консолидации усилий администраций и педагогических коллективов, взаимной ответственности и поддержки, применения современных технологий, ориентированных на результат – социальную адаптацию детей и преодоление ситуации неблагополучия.

Задачи проекта

-   внедрить  модель  взаимодействия  учреждений дошкольного, общего среднего образования и социально-педагогического центра  по решению проблем детей, находящихся в СОП и детей, имеющих статус НГЗ, с учетом региональных и поселенческих особенностей;

- разработать локальные нормативные акты, обеспечивающие консолидированное взаимодействие по выявлению, учету и реабилитации детей, находящихся в СОП, и детей со статусом НГЗ, их социальную адаптацию и реабилитацию семьи как полноценной первичной социализирующей группы; 

- организовать планирование и реализацию  взаимодействия учреждений образования по выявлению, учету, реабилитации детей, находящихся в СОП, и детей со статусом НГЗ;

- создать в регионе  систему научно-методической поддержки педагогов учреждений дошкольного, общего среднего  образования и социально - педагогического центра, участвующих в работе по выявлению, учету и реабилитации детей, находящихся в СОП и детей, имеющих статус НГЗ;

- обеспечить организационное, методическое, психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение воспитателей, педагогов, выполняющих функции классных руководителей, включенных в работу по раннему выявлению и коррекции неблагополучия семей;  обеспечить повышение уровня  их компетентности в вопросах СОП ребенка;

- обеспечить организационное, методическое, психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение воспитателей, педагогов, выполняющих функции классных руководителей, работающих с детьми со статусом НГЗ; обеспечить повышение уровня  их компетентности;

-    осуществить мониторинг эффективности работы педагогических коллективов учреждений по социальной адаптации детей, находящихся в СОП, детей со статусом НГЗ, эффективности взаимодействия с их семьями.  

Инновационный проект.doc

Дневник участника инновационного проекта.doc

План реализации инновационного проекта

«Внедрение модели социально-педагогической и психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в социально опасном положении, детей нуждающихся в государственной защите через интеграцию взаимодействия: детский сад – школа - социально-педагогический центр»

с июля 2017 года по апрель 2018 года

 (заключительный этап)

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственный

1

Реализация заключительного этапа проекта с целью анализа полученных результатов, оценки положительного и отрицательного опыта работы.

Июль 2017-апрель 2018

Участники проекта

2

Участие в инновационной деятельности

по внедрению модели социально-педагогической и психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в социально опасном положении, детей нуждающихся в государственной защите через интеграцию взаимодействия: детский сад – школа - социально-педагогический центр.

На протяжении срока реализации плана

Заместитель директора

Обрицкая  А.Е.

Педагог социальный

Прутик Н.В.,

Педагог-психолог

Бойко В.М.

Педагог социальный

Фурс Т.А.

3

Обобщение опыта работы творческой группы в рамках инновационного проекта.

Август

2017

Заместитель директора

Обрицкая  А.Е.

4

Семинар-практикум для специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, классных руководителей «Распознание несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, с учетом их личностных особенностей, модели поведения, признаков дисфункции и  нестабильности семьи, негативных жизненных событий».

Сентябрь 2017

Заместитель директора Обрицкая А.Е.

5

Методическое объединение участников проекта «Систематизация результатов инновационного проекта».

Сентябрь 2017

Заместитель директора Обрицкая А.Е., творческая группа инновационного проекта

6

Совещание при директоре «Эффективность работы клубов, организованных на базе центра».

Ноябрь 

2017

Заместитель директора

Обрицкая  А.Е.

7

Презентация опыта и результатов инновационной деятельности в ходе круглого стола «Внедрение модели социально-педагогической и психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в социально опасном положении, детей, нуждающихся в государственной защите через интеграцию взаимодействия: детский сад – школа – социально-педагогический центр».

Декабрь

2017

Заместитель директора Обрицкая А.Е., творческая группа инновационного проекта5

8

Подготовка промежуточной справки о результатах реализации инновационного проекта.

До 01.03.2018

Заместитель директора Обрицкая А.Е.

9

Подготовка итоговой справки о результатах инновационной деятельности и внесение предложений по использованию полученных результатов.

До 01.05.2018

Заместитель директора Обрицкая А.Е.

10

Разработка методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности.

До 22.12.2018

Заместитель директора Обрицкая А.Е.

11

Заседание родительского клуба «Сближение» для родителей, чьи дети признаны находящимися в социально опасном положении.

1 раз в месяц

Педагог-психолог

Бойко В.М.

12

Заседание родительского клуба

«Окно в мир ребенка»

для родителей, чьи дети признаны нуждающимися в государственной защите.

1 раз в месяц

Педагог социальный Фурс Т.А.

13

Консультации, методические мосты с учреждениями образования – участниками  проекта.

На протяжении срока реализации плана

Заместитель директора

Обрицкая  А.Е.

14

Проведение психолого-педагогических консилиумов по результатам диагностики и адаптации несовершеннолетних в отделении детского социального приюта.

На протяжении срока реализации плана

Заместитель директора

Обрицкая  А.Е.,

Педагог социальный

Фурс Т.А.

15

Консультационная работа на сайте учреждения «Задай вопрос психологу», он-лайн консультирования посредством программы «Skype».

На протяжении срока реализации плана

Заместитель директора

Обрицкая  А.Е.

Педагог-психолог

Бойко В.М.

Педагог-психолог

Коршун О.Г.

16

Работа «Телефона доверия»

На протяжении срока реализации плана

Педагог-психолог

Бойко В.М.

Педагог-психолог

Коршун О.Г.

17

Диагностическое изучение типологических особенностей личности несовершеннолетних, поступивших в отделение детского социального приюта. Особенностей межличностного и детско-родительского взаимоотношения. 

На протяжении срока реализации плана

Педагог-психолог

отделения детского социального приюта

18

Проведение индивидуально-групповых коррекционно-развивающих занятий, психокоррекционных  комплексов,  тренингов, практикумов  с воспитанниками отделения детского социального приюта.

На протяжении срока реализации плана

Педагог-психолог

отделения детского социального приюта

19

Сотрудничество с научным консультантом инновационного проекта.

На протяжении срока реализации плана

Заместитель директора

Обрицкая А.Е.

20

Сотрудничество с Ресурсным центром системы образования Гродненской области.

На протяжении срока реализации плана

Заместитель директора

Обрицкая А.Е.

21

Посещение обучающих курсов, тематических семинаров по инновационной деятельности.

На протяжении срока реализации плана

Заместитель директора Обрицкая А.Е.

22

Повышение квалификации педагогических кадров по вопросам инновационной деятельности.

На протяжении срока реализации плана

Заместитель директора Обрицкая А.Е.

23

Ведение дневника участника инновационной деятельности.

На протяжении срока реализации плана

участники инновационного проекта

24

Трансляция педагогического опыта о ходе и результатах инновационной деятельности в средствах массовой информации.

На протяжении срока реализации плана

Заместитель директора  Обрицкая А.Е

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.