Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 32 человека

Замещающие семьи

Дата: 20 января 2016 в 10:40, Обновлено 20 октября 2016 в 11:07
Автор: Рагуля А. В.

 

Семейные формы устройства детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей

I. Опекунская семьяпринятие ребенка в семью на правах воспитанника. Опекун занимается воспитанием ребенка, заботится о нем, защищает его права и законные интересы. Опекун выполняет свои обязанности безвозмездно. На содержание подопечного ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства.

Опека устанавливается над малолетними (от 0 до 14 лет), а также над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия).

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами.

II. Приемная семья – профессиональная семейная забота. Передавая в приемную семью (до 4-х детей), Новогрудский отдел образования, спорта и туризма нанимает Вас на работу по воспитанию детей. На содержание воспитанников выплачиваются ежемесячные денежные средства.

III. Усыновление особый путь родительства, основанный на принятии чужого ребенка как родного. В результате усыновления между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и их детьми.

IV. Детский дом (деревня) семейного типа – семья, в которой супруги (один из них) или одинокие граждане выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, общее число которых, включая родных  и усыновленных, не превышает 10 человек. Родителями- воспитателями могут быть лица обоего пола в возрасте от 25 лет. Государство выплачивает ежемесячные денежные средства на содержание приемных детей.

V. Семья патронатного воспитания - патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (далее – учреждение). Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе. Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора патронатного воспитания, заключаемого руководителем учреждения с патронатным воспитателем, с учетом заключения о наличии условий, необходимых для воспитания детей. Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования. Сроки пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя устанавливаются с учетом желания ребенка, патронатного воспитателя и особенностей организации образовательного процесса в учреждении.

 

Специалистами центра постоянно ведется сопровождение приемных и опекунских семей. Оно осуществляется по следующим направлениям:

  • Посещение семьи с целью оказания консультативной помощи приемным родителям, опекунам по вопросам адаптации детей в новой семье.
  • Консультации с замещающими родителями по проблемам в воспитании детей, такими как:
    • адаптация ребенка в приемной семье;
    • проблема воровства;
    • взаимоотношения с биологическими родственниками;
    • психологические особенности детей подросткового возраста;
    • организация режима дня для ребенка дошкольного возраста.
  • Консультации с детьми.
  • Беседы с классными руководителями, воспитателями детей по вопросам адаптации в новом коллективе и по проблемам поведения детей.
  • Взаимное консультирование педагогом-психологом ГУО «Сморгонский СПЦ» педагога-психолога школы, детского сада, педагога социального учреждения образования, которое посещает ребенок.
  • Выступления на заседаниях гостиных для приемных родителей. На заседания гостиных для приемных родителей постоянно приглашаются специалисты из разных ведомств, которые по запросу родителей освещают интересующие их вопросы.
  • Проведение праздничных мероприятий, на которые приглашаются замещающие семьи (День семьи, День матери, Новый год и т.д.)

Методические основы практического применения стандартов, критериев и показателей положения детей в замещающих семьях

В Республике Беларусь решение проблем семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также защита их прав и интересов, полноценная реабилитация, социализация и успешная интеграция в обществе — является одним из приоритетных направлений государственной социальной  политики. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье существуют следующие формы семейного устройства:

  • усыновление;
  • опека;
  • приемная семья;
  • детский дом семейного типа;
  • патронатная семья.

Успешное развитие и функционирование института профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, которой является замещающая семья, включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

  • поиск ресурсных семей;
  • первичная оценка ресурсных семей;
  • подготовка ресурсных семей;
  • подготовка ребенка к помещению в семью;
  • создание и сопровождение замещающей семьи;
  • мониторинг положения детей в замещающей семье.

Гарантии социальной зашиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несмотря на  разнообразие форм семейного жизнеустройства, определяются следующей  законодательной базой: Кодексом Республики Беларусь о браке и семье; Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» и Законом Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Декретом Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;  Положением о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей и Положением  о приемной семье.

На основании данных нормативно-правовых документов определяется система взаимодействия органов опеки и попечительства,  социально-педагогических центров и учреждений образования, в которых воспитываются или обучаются дети, при организации работы по подбору кандидатов, их обучению, социально-психологическому сопровождению замещающих семей и мониторингу положения детей в замещающих семьях.

Социально-педагогический центр, как уполномоченная органом опеки и попечительства организация, осуществляет диагностическое обследование кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители или родители-воспитатели, а также их подготовку и дальнейшее сопровождение замещающих семей, включая мониторинг положения детей в семье.

Несвоевременное и недостаточное сопровождение замещающей семьи может обусловить, например, не только недостаточную социализированность детей из замещающих семей, но и досрочное прекращение трудовых отношений приемного родителя, родителя-воспитателя (или отсутствие заинтересованности в принятии на воспитание новых детей). В целях повышения потенциала профессиональной семейной заботы (замещающей семьи) и эффективной организации проведения мониторинга положения детей в замещающих семьях, можно выделить пять основных стандартов, обеспечивающих реализацию и защиту прав и интересов детей:

  • Удовлетворение потребностей.
  • Здоровье.
  • Образование.
  • Воспитание.
  • Идентичность.

Данные стандарты (и содержащиеся в них показатели) позволяют не только получить полное представление о положении ребенка в семье, но и выявляют проблемные аспекты в функционировании семейной системы, на основании полученной информации предоставляется  возможность планировать мероприятия или разрабатывать индивидуальные программы оптимизирующие жизнедеятельность семьи.

Специалисты социально-педагогического центра начинают работу по оказанию помощи замещающей семье и ребенку, совместно с органом опеки, приемными родителями и учреждением  образования, где воспитывается или обучается ребенок, с составления плана развития приемной семьи, что, по сути, и является программой сопровождения ребенка и семьи.  Своевременная реализация данного плана и мониторинг положения детей (их здоровья и развития, оценка успешности ребенка, социально-психологической безопасности ребенка в замещающей семье и воспитательного потенциала родителей) является основанием для определения стратегии дальнейшей работы.

Мониторинг положения детей в замещающей семье, предполагает выполнение следующих задач:

  • Получение наиболее полной информаций об  устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье.
  • Осуществление контроля над соблюдением законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.
  • Сбор  и анализ информации о проблемах в психическом и личностном, а также физическом развитии детей в замещающих семьях для определения способов их устранения.
  • Оказание помощи в решении  проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях и поиск внутрисемейных ресурсов для их преодоления.

Изучение положения ребенка в замещающей семье, а также обработка, анализ и хранение полученной информации о наличии необходимых показателей для успешной социализации, интеграции и личностного развития  возможно с  использованием:

  • Карты оценки классным руководителем (воспитателем) положения ребенка в замещающей семье.
  • Карты результатов психодиагностического исследования ребенка.
  • Карты  результатов медицинского обследования ребенка.
  • Актов обследования условий жизни ребенка в замещающей семье заинтересованными лицами (учреждениями образования, медицинскими работниками, управлением образования).
  • Карты регистрации результатов мониторинга положения детей в замещающих семьях.

Мониторинг положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках сопровождения замещающих семей  осуществляется посредством:

  1. Посещения семей.

Данная форма работы с замещающими семьями необходима для изучения условий содержания, воспитания и обучения ребенка (в первые три месяца воспитания – не реже одного раза в неделю; после первых трех месяцев и до одного года – не реже одного раза в месяц; во второй и последующие годы – не реже одного раза в квартал) с оформлением актов обследования.

  1. Проведения психодиагностических исследований с детьми.

Психодиагностические исследования позволяют выявить проблемы и трудности в межличностных отношениях, определить восприятие ребенком внутрисемейных отношений. Адекватные способы психодиагностики способны на ранних этапах определять проблемы и трудности в психическом и личностном развитии детей, воспитывающихся в замещающих семьях, что позволяет иметь точные представления о процессе  социализации и интеграции ребенка,  позволяет предупредить проявления различного рода асоциального поведения,  дают представления о внутренних ресурсах ребенка в преодолении неравномерностей его развития. Параллельно осуществляется опрос ребенка с целью соответствия условий жизни его потребностям.

  1. Проведение бесед со специалистами, непосредственно работающими с детьми из замещающих семей.

Не только непосредственное наблюдение классного руководителя, за развитием ребенка, воспитывающегося в замещающей семье, который заполняет  карту оценки положения детей, но и сбор информации от педагогов-предметников, педагогов-психологов, педагогов социальных, воспитателей учреждения, где обучается или воспитывается ребенок – также является эффективным способом мониторинга, поскольку дает возможность наиболее адекватной оценки и исключает субъективное оценивание.

  1. Опрос замещающих родителей.

Данный метод сбора информации наиболее эффективен в ситуации интервьюирования на территории клиента. Следует помнить, что опрос родителей о положении детей в данной замещающей семье обладает  не только диагностической составляющей по определению соответствия осуществляемого воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственным социальным стандартам, но и позволяет судить об уровне и эффективности оказываемой помощи специалистами  различных уполномоченных учреждений.
Дети, нуждающиеся в профессиональной семейной заботе, к сожалению, существовали всегда и, по всей вероятности, будут существовать еще очень долго. В ситуации невозможности восстановления  воспитательных функций биологической семьи, единственной возможностью для формирования у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей позитивных моделей семьи,  их успешной социализации и  интеграции в социуме  является обеспечение семейного жизнеустройства детей в замещающих семьях.

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.